Что нужно знать хорошему юристу?

Рынок юридических услуг не перестает стремительно развиваться, а потому гражданам следует иметь представление о том, что нужно знать юристу. Это важно, прежде всего, потому, что мошенников на этом рынке меньше не становится.

Если мы говорим о том, что должен знать любой специалист, то речь в первую очередь идет о работе в справочно-поисковых системах. Это означает, что для юриста совсем нет необходимости держать в голове строгие формулировки законов. Самое главное для грамотного юрисконсульта - умение ориентироваться в массиве законодательных актов, тем более, что делать это можно за собственным компьютером. Важно уметь искать информацию по ключевым словам, а также использовать другие возможности поисковых систем. Ведь не тот юрист хороший, что с ходу даст ответ на любой вопрос, а тот, что знает где и как быстро найти информацию. Ведь человеческая память не безгранична, а объем законодательства большой и достаточно быстро туда вносят изменения.

Рассмотрим пример из юридической практики. Гражданин обратился к юристу с просьбой составить исковое заявление о возврате долга его соседом. Необходимые документы, подтверждающие правоту истца, имелись в наличии. Однако юрист не обратил внимание на то, что общий срок исковой давности составляет 3 года, и он как раз истекает в текущем месяце. Подача иска в суд затянулась, в результате чего ответчик смог ссылаться на пропуск срока исковой давности. Отвечая на вопрос, что должен знать юрист в первую очередь, стоит говорить об общих началах гражданского, а также уголовного законодательства. Также в перечень профессиональных знаний юристов должны входить процессуальные основы, они более стабильны. Так, например, специалист должен уметь составлять исковые заявления, ходатайства, знать сроки исковой давности по гражданским делам (они не везде одинаковые), в уголовном процессе необходимо знать процедуру приобщения к делу доказательств, знать, какие доказательства могут быть недопустимыми, чтобы вовремя отреагировать на их использование против интересов его доверителя.

Как юрист должен общаться с клиентом

Кроме правовых знаний специалист должен обладать навыками ораторского искусства, а также, говоря о том, что должен уметь юрист, мы сразу вспоминаем основы профессиональной этики. Так, юрисконсульт должен уметь объяснить клиенту какие права у него есть, какие при описанной им ситуации нарушены, а также доступно объяснить прядок действий для восстановления нарушенных прав. Это важно, поскольку, изъясняясь только лишь профессиональной терминологией, а также цитируя закон, гражданин, не получивший юридического образования просто не поймет юриста. Приведем пример. Гражданин был возмущен тем, что его сосед постоянно ходит через его участок и обратился с просьбой помочь наказать соседа. Юрист дал развернутую устную консультацию, в которой объяснил, что, учитывая обстоятельства, участок гражданина расположен на «второй линии», и у соседа нет иной возможности добраться до дороги, то у последнего появляется право пользоваться его участком, однако лишь для прохода к проезжей части. Это называется сервитутом, то есть ограниченное право пользования чужим земельным участком. Далее гражданину было предложено составить соглашение, которое удовлетворяло бы его интересам и которое он предложил бы заключить соседу о праве пользования его земельным участком. Разумеется, если бы консультация ограничилась лишь фразами, что на этот участок в суде будет установлен сервитут, так что сосед пользуется им правомерно, гражданин вряд остался бы в полной мере удовлетворен.

Рассуждая о том, какие законы должен знать юрист, мы приходим к обоснованному выводу, что знать нужно, прежде всего, право, а не закон. То есть совсем нет необходимости заучивать точные статьи закона, необходимо уметь найти относящуюся к делу норму, истолковать ее правильно (так же, как и впоследствии ее поймет суд) и объяснить это гражданам на консультации. Обращаясь за помощью, вы теперь можете понять уровень его подготовки. Теперь вы знаете, что если юрист говорит, что ему нужно время для решения того или иного вопроса, это совсем не показатель, что он не знает, а это значит, что он хочет быть уверенным и не подвести клиента, полагаясь только на свою память.

Смотрите также:

Заказать бесплатную консультацию юриста Заказать обратный звонок Сделать запись на юридическую консультацию
C нами закон на вашей стороне!